Моё педагогическое кредо – каждый ребенок талантлив! Талантлив, не от степени одаренности, а от собственной веры в себя и веры взрослых. Наверное, невозможно научить ребенка быть художником, но можно раскрыть его способности через погружение в мир красочного, загадочного искусства рисования, дать возможность ребенку стать талантливым.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в детском возрасте занятия изобразительной деятельностью. И вот почему так важно строить свое взаимодействие с ребенком так, чтобы он верил себе, и получал удовольствие от творчества.
Я стараюсь, чтобы у меня это получалось. Мною разработаны программы «Мастер – классов», основные программы на разное количество часов, в том числе общеразвивающие программы способствующие реализации требований ФГОС.
Имея основательную научно-теоретическую подготовку, методико – педагогическую базу, хорошо владея современными формами организации образовательного процесса я не испытываю трудностей в общении с детьми. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста использую на занятиях игровые и здоровьесберегающие технологии. Для детей подросткового и юношеского возраста информационно-коммуникативные технологии, проектное обучение и другие. Принципом всех технологий определяю обучение на основе деятельностного подхода, где на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности. Формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности и социально - групповой деятельности способствует цепочка мотивационного аспекта: вера в успех, вдохновение, интерес, внутренний мотив (самоутверждение, саморазвитие, самосовершенствование). Чтобы обучение становилось эффективным, а учение социально - значимым для самих детей, на занятиях даю задания заведомо невысокого уровня сложности, а когда обучающиеся обретают уверенность в своих силах, предлагаю задания требующих от них мыслительного поиска и неординарных решений.Это учебно-познавательные игры (соревнования, ребусы, карточки с заданиями, викторины), методы контроля (тесты, вопросники, экзамены, показы, и др). Также метод вариативности, которой позволяет использовать один и тот же приём с разными целями в течение занятия и на разных этапах обучения, в зависимости от типа занятий, заданий, конкретных воспитательных и учебных задач.
Я считаю, что использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства педагога, находящегося в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий, что очень актуально в настоящее время в связи с ростом национальной неоднородности и структурных изменений в этническом составе населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Важным направлением в своей работе считаю сохранность контингента обучающихся. Для решения данной задачи использую привлечение родительского состава к жизнедеятельности творческого объединения и Центра в целом, постоянно работаю над повышением профессиональной компетентности с целью формирования умения адаптировать применяемые технологии к особенностям контингента.На протяжении многих лет добиваюсь высокого качества обучения своих воспитанников. Последние три года качество освоения программного учебного материала составляет 94%.
Итогом работы являются высокие результаты участия обучающихся в конкурсах различных уровней и поступление выпускников в профессиональные учебные заведения. Обучающаяся творческого объединения «Юный художник» Пелецкайте Анастасия внесена в энциклопедию «Одаренные дети Будущее России» , 2007г.
Решая задачи доступности образовательной среды для любой категории детей, с 1996 года Центр организует занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении более чем 5 лет такие занятия проходят и в творческом объединении «Юный художник». В их основе лежат образовательные индивидуальные образовательные маршруты, которые учитывают возможности каждого конкретного ребенка.
С целью обеспечения условий для личностного развития, самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации одарённых детей выполнения Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования ЯНАО мною ведется работа с одаренными детьми. Главными направляющими в данной деятельности являются программы по углубленному курсу изучаемого предмета, т.е. индивидуальные образовательные маршруты, предусматривающие исследовательскую деятельность, моделирование, самостоятельную работу. Традиционный внутрицентровский конкурс «Защита детского творческого проекта».
Диссеминация собственного опыта работы проходит в формах выступлений на заседаниях методических объединений педагогов дополнительного образования Центра и города Салехарда, педагогических советов, открытых занятиях, «мастер-классах» для педагогов.
Следование инновационным преобразованиям образовательной политики позволили мне (2006-2009 г.г) быть членом творческой, исследовательской группы по реализации на базе Центра детского творчества «Надежда» городской экспериментальной площадки по теме: «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей как условие обновления его содержания».
Обобщение опыта работы по экспериментальной программе представлено мною статьей «Эффективные педагогические приёмы повышения качества образования в творческом объединении «Юный художник» в научно–методическом сборнике, выпущенном в РИС Новгородском институте развития образования, 2009 г.
В рамках реализации программы педагог разработала и описала методики диагностики ЗУН - «Изознайка», «Экзамен», методики отслеживания уровня самореализации детей «Артактив», «Цветок желаний – Я ХОЧУ», полученных в ходе освоения образовательной программы по каждому году обучения. Данные методики диагностирования знаний также вошли в сборник «Система оценки и самоанализ качества образования в учреждении дополнительного образования: опыт становления», 2009 г.
СВЕДЕНИЯ О НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЯХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА
Профессиональные достижения
2012год
- Городской конкурс «Мониторинг образовательных результатов в программах дополнительного образования детей» (3 место)
- Диплом II степени по итогам Рейтинга профессиональных достижений педагогов дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда».
2013год
- Победитель Городского конкурса на получение денежного поощрения лучшими педагогами дополнительного образования города Салехарда.
- Победитель III степени Всероссийского конкурса для педагогов и обучающихся «Портфолио достижений Юного художника», портфолио одаренного ребенка Саловой Ольги».
- Диплом победителя II степени Международной педагогической олимпиады "Методическая мозаика"
- Диплом I степени по итогам Рейтинга профессиональных достижений педагогов дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда».
Диссеминация собственного опыта работы, социальное партнерство, участие в съемках сюжетов, телепередач о творческом объединении
2011
Год
- Мастер-класс по изобразительному искусству на тему «Праздничный салют» в технике граттаж для горожан ко Дню города
- Открытое занятие по индивидуальным занятиям с детьми ограниченными возможностями на телевидение в изостудии ЦТД в рамках проводимого в России Года равных возможностей
- Мастер-класс по изобразительному искусству для детей санаторно-лесной школы на тему «Северный олень»
- Член жюри в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства из природного материала «Золотая осень»
- Выступление на прямом эфире по радио Ямала на интеллектуальной передаче «Умные родители»
2012 год
- Мастер-класс по изобразительному искусству на тему «Осенние мотивы» для горожан ко Дню города
- Мастер-класс для взрослых и детей с ОВЗ по изобразительному искусству на тему«Зимнее дерево»
2013 год
- Участие в городской творческой выставке педагогов МАОУДОД ЦДТ «Надежда» в КДЦ «Наследие»
Благодарственные письма
2012 год
- Благодарственное письмо от оргкомитета Пятого Международного творческого Фестиваля детей с ОВЗ «Шаг навстречу!» за подготовку участников и финалистов в конкурсе рисунков
- Благодарственное письмо Департамента образования ЯНАО за подготовку победителей и призёров VIII международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!»
- Благодарственное письмо за подготовку участников и финалистов конкурса рисунков детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!», V Пятого Международного творческого Фестиваля
- Благодарность директора «Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского за активное участие в программе праздника «Город Детства»
- Благодарственное письмо МАУК «ЦКиС «Геолог» А.В. Ролевой за вклад в воспитание толерантного отношения к культуре и традициям народов и народностей, населяющих Ямал, развитие разножанрового художественного творчества среди детей и юношества
2013 год
- Благодарственное ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» за подготовку победителей и участников муниципального конкурса живого плаката «Спасатель от слова спасать!»
- Благодарственное письмо Управления по культуре и работе с молодёжью и директора МУК КДЦ «Наследие» за вклад в развитие художественных способностей и творческого потенциала подрастающего поколения и за активное участие во II городском конкурсе плакатов «Мой народ – моя гордость!»
- Благодарственное письмо ГООУ «Окружной санаторно – лесной школы» за сотрудничество
- Грамота Департамента по физической культуре и спорту ЯНАО за подготовку победителей конкурса творческих работ «Сияние Олимпийского огня», посвященного Эстафете Олимпийского огня в Ямало-Ненецком автономном округе
- Благодарность Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа за многолетний добросовестный труд, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником – Днём учителя
2012, 2013, 2014 год
-Грамота Департамента образования Администрации МО г. Салехард за большой вклад в развитие дополнительного образования и подготовку дипломантов городского конкурса декоративно-прикладного, художественного и технического творчества «Вселенная детского творчества»
- Диплом РОО «Спортивный союз ЯНАО» за проведение спортивно-массового мероприятия «Всероссийский олимпийский день на Ямале» в муниципальной системе образования города Салехарда.
Благодаря профессиональной компетентности и мастерству педагога, обучающиеся творческого объединения принимают активное участие в конкурсах различного уровня, где становятся дипломантами и победителями, а это в свою очередь служит мотивом для продолжения их занятий в творческом объединении, воспитывает в них адекватную самооценку, формирует навыки самоанализа.
Достижения обучающихся
2012год
- Дипломанты городского конкурса «Народный костюм»
- Дипломанты и Лауреаты городского и окружного конкурсов «Вселенная детского творчества»
- Дипломанты и Лауреаты городского и окружного конкурсов «Осторожно, огонь!»
- Финалист III Международного фестиваля творчества лиц с ограниченными возможностями «Шаг навстречу»
- Дипломант регионального этапа VIII Международного конкурса детского творчества и юношества «Гренадёры, вперёд!»
2013 год
- Лауреаты I степени II городского конкурса плаката «Мой народ - моя гордость!»
- Лауреат II степени XVI Международного фестиваля – конкурсадетского и юношеского творчества «Надежды Европы»
- Дипломанты I, II, III степеней городского конкурса творческих работ «Сияние Олимпийского огня»
- Дипломанты I, II, степени II городского конкурса «Мы вместе» для детей с ОВЗ
- Дипломант I степени окружного конкурса «Спасатель от слова спасать»
2014 год
- Дипломанты I, II, III степени городского конкурса «Вселенная детского творчества»
- Дипломант II степени городского конкурса рисунков «За здоровый образ жизни»
- Победители муниципального этапа Х международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»
- Дипломант II степени второго регионального этапа Х международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»