Детский дом – государственное образовательное учреждение, основное направление работы которого – подготовка к жизни в обществе социально-адаптированной, овладевшей комплексом трудовых навыков и умений, нравственно и физически здоровой личности. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.
Социальная адаптация детей-сирот - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений.
Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.
Исходя из этого, главный акцент в своей деятельности детский дом, в связи с неоднородностью контингента его воспитанников, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иными словами, воспитательный процесс строится и его содержание определяется таким образом, чтобы каждый воспитанник (по своим возможностям) был вовлечен в активную познавательную деятельность и коммуникацию в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно.
Правильная организация досуговой деятельности и рациональное распределение свободного времени воспитанников – залог формирования их позитивных интересов и увлечений. Действительно, наиболее эффективным методом педагогического воздействия является сотрудничество, сотворчество, содружество педагога и воспитанника.
Поэтому ведущей идеей моего опыта является «Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности воспитанников через организацию волонтерского движения в условиях детского дома».
Технология реализации ведущей педагогической идеи:
Нравственное становление подростков – важнейшая составляющая общественного развития, реализующаяся через систему образования. Развитие милосердия и толерантности является важнейшим аспектом в воспитании детей. Развитие в детях доброты, сопереживания позитивно воздействует на их самовоспитание. А участие и личный пример взрослых воспитывает в них чувство гордости, способствуют повышению степени доверия детей.
Изменение социальной позиции ребёнка в подростковом возрасте, его стремление занять определённое место в жизни, обществе, в отношениях с взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и моё участие в жизни общества». Это место ребенка в обществе определяется степенью его участия или возможности его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период.
Одним из действенных инструментов нравственного становления воспитанников в детском доме является, по моему убеждению, волонтерская деятельность детей, которая обеспечивает реализацию их потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в детском коллективе, в неформальном подростковом объединении.
Приобретение социального опыта ребёнка зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит. Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует программа дополнительного образования детей волонтёрского движения.
Моя деятельность по формированию нравственных и коммуникативных качеств личности воспитанников через организацию волонтерского движения в условиях детского дома реализуется в соответствии авторской программой дополнительного образования «Творим добро». Программа имеет внешнюю рецензию кандидата педагогических наук, заместителя начальника управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, О.Ю. Межиной.
Программа начала работать с 2013-2014 учебного года. Срок реализации программы составляет 2 года обучения.
Программа “Творим добро” – комплексная программа развития детского волонтерского движения, основная идея которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Цели программы:
• Оказывать позитивное влияние на воспитанников при выборе ими жизненных ценностей.
• Апробировать новые формы организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни, искоренения потребительского отношения к социуму.
• Развивать волонтерское движение в детском доме, формировать позитивные установки воспитанников на добровольческую деятельность.
Программа построена в соответствии с целевой направленностью и проблематикой воспитательной работы детского дома.
Содержание программы предполагает разнообразные формы проведения занятий, на которых дети знакомятся с понятием и значением слова «волонтёрство», с функциями добровольчества в коллективе и в органах детского самоуправления, проверяют свои личностные качества в разнообразной деятельности, предлагаемой программой.
Формирование полноценных личностей с принципами, сложившейся системой ценностей — вот первостепенная задача волонтерского движения. Такое объединение дает подросткам возможность выстроить собственное мироощущение и мировоззрение.
Занятия волонтерского движения включают в себя такие формы деятельности, как:
- помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, участники ВОВ;
- благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
- помощь бездомным животным;
- просветительские беседы, направленные на профилактику табакокурения, СПИДа, подростковой преступности;
- экологические марши, уборка мусора и загрязнений; посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;
- пропаганда здорового образа жизни;
- выпуск, агитационных листовок и буклетов;
- участие в акциях, городских съездах, выступлениях, конкурсах и многое другое.
В результате реализации программы воспитанники овладевают навыками:
• позитивного общения;
• принятия решения;
• решения проблем;
• критического мышления;
• межличностных контактов;
• умения постоять за себя и договориться с другими;
• сопротивления негативному групповому давлению сверстников;
• совладения с эмоциями;
• управления стрессом и состоянием тревоги;
• выхода из конфликтной ситуации;
• формирование позитивного «Образа Я».
В своей работе я могу проследить, что деятельность воспитанников в волонтерском отряде положительно влияет на нравственное становление подростков. Осуществляя педагогическое воздействие через волонтерскую деятельность, кроме развития нравственной сферы волонтерство оказывает большое влияние на активность жизненной позиции воспитанников, поднимает общий уровень эрудиции, помогает приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.
СВЕДЕНИЯ О НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСПЕХАХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА:
2015 г.- Диплом победителя городского конкурса воспитательных дел патриотической направленности «Я горжусь своей Родиной!»;
2015 г. – Диплом за II место во Всероссийском конкурсе для детей и педагогов «Рассударики»;
2014 г. – Диплом за II место в окружном смотре-конкурсе музейных экспозиций «Никто не забыт, ничто не забыто» Центра патриотического воспитания;
2014 г. – Благодарственное письмо Центра патриотического воспитания за активное участие в окружной патриотической акции «Служили наши земляки»;
2014 г. – Благодарственное письмо Окружного комитета солдатских матерей за поддержку и развитие благотворительной деятельности, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
2014 г. – Благодарственное письмо Регионального центра патриотического воспитания за активное участие в реализации окружной гражданско-патриотической акции «Цветущий «ТРИКОЛОР»;
2014 г. – Благодарственное письмо Председателя Законодательного собрания ЯНАО С.Н. Харючи за участие в окружном конкурсе творческих работ «Люблю тебя, моя Россия»;
2014 г. - Диплом за участие во II городском конкурсе агитбригад «Голоса юных», ЦДТ;
2014 г. – Диплом за активное участие в игре «Веселый старт» для добровольческих движений ОУ города Ноябрьска, ЦДТ;
2014 г. – Диплом за участие в VI городском фестивале-конкурсе добровольческих движений МБОУ города «Небезразличных людей», ЦДТ;
2014 г. – Диплом за II место в I городском конкурсе агитбригад «Голоса юных», ЦДТ;
2014 г. – Благодарность Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по ЯНАО за сотрудничество в области патриотического воспитания детей и подростков;
2014 г. – Диплом за III место в общероссийском конкурсе «Доброта спасет мир» за социальный проект для воспитанников детского дома «Посади дерево – спаи планету»;
2014 г. – Диплом Всероссийского конкурса педагогического творчества за представление своего педагогического опыта в рамках номинации «Организация досуга и внеклассной деятельности»;
2013 г. - Автор программы волонтерского отряда «Творим добро» для детей 10-18лет. (Утверждена методическим советом детского дома «Семья», протокол №1 от 11.09.2013.Программа имеет внешнюю рецензию кандидата педагогических наук, заместителя начальника управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска, О.Ю. Межиной);
2013г.- Благодарность председателя Амурского областного союза женщин за оказание гуманитарной помощи жителям Амурской области;
2014г. - Сертификат за создание в социальной сети работников образования nsportal.ru персонального сайта; за размещение в социальной сети работников образования nsportal.ru электронное портфолио.Web – адрес портфолио: http// nsportal.ru/ mikhaylenko-zhanna-nicolaevna;
2014г. - Свидетельство о публикации в электронном СМИ. Классный час «Спешите делать добро» http// nsportal.ru/node/985035;
2013г. – Диплом за участие в окружном конкурсе «Патриот Ямала – патриот России»;
2013г. - Трансляция по ТВ Ямал-Регион в программе «Вести Ямала» об опыте работы волонтерского движения «Творим добро» в рамках акции «Протянем руку помощи», сбор теплых вещей в поддержку пострадавших от наводнения в Амурской области;
2013г. - I место в окружном конкурсе на лучший информационный сюжет, направленный на пропаганду здорового образа жизни «За здоровый образ жизни – «Неболейка»;
2013г.- Благодарность Городской думы Муниципального образования
г.Ноябрьск за многолетний добросовестный труд.
2013г.- Почетная грамота МКОУ детский дом «Семья» за добросовестный труд, творческий поиск, активную жизненную позицию;
2013г. - Диплом за I место в институциальном конкурсе педагогического мастерства среди педагогов МКОУ детский дом «Семья»;
2013г. – Сертификат МБОУ ДОД «ЦДТ» за участие в мастер-классе;
2013г. – Сертификат партнера «Всероссийская уборка «Сделаем! – 2013»;
2013г. – Грамота за I место за победу в номинации «Школьная компания города»;
2013г.- Благодарственное письмо Администрации МБУК «Центра национальных культур» за проведение мастер-класса «Игры и игрушки северных народов»;
2013г.- Благодарность Администрации «ЦД «Магистраль» за проведение мастер-класса «Русская народная кукла»;
2013г. – Благодарственное письмо МБУК «Центра национальных культур» за активное участие в организации выставки творческих работ «Зимняя фантазия», проводимой для ветеранов ВОВ»;
2013г. - Благодарность Администрации «ЦД «Магистраль» за участие в городском фестивале талантов «Таланты нашего района»;
2013г. - Благодарность ОМВД России по г.Ноябрьску за организацию активного участия воспитанников детского дома в конкурсе детских рисунков и поделок, посвященных Дню сотрудника ОВД РФ;