Актуальный педагогический опыт по теме: «Использование информационных и коммуникативных технологий для формирования экологической культуры обучающихся детского объединения 2Экожурналистика» внесён в областной банк данных. Регистрационный номер 774 (2014)
Успехи за 2012-2013 учебный год
- Почетная грамота департамента образования Белгородской области за подготовку победителя приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет» и плодотворный труд (приказ от 18.12.2012 г. № 264-пг);
- Грамота государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр» за руководство работой победителя Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры» (апрель, 2013 г.);
- Диплом ГБОУ ДОД «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» за 1 место в конкурсе методических материалов в номинации «Методическое обеспечение учебного процесса» (2013 г.);
Успехи за 2013-2014 учебный год
- Почетная грамота департамента образования Белгородской области за подготовку победителя приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет» и плодотворный труд (Приказ от 18.12.2013 г. № 144-пг).
- Диплом за III место в номинации «Лучшая публикация по проблемам образования и воспитания молодежи» конкурса среди педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области на лучшее освещение в СМИ актуальных вопросов образования и воспитания молодёжи, а также положительного опыта сотрудничества общеобразовательных учреждений области с институтами и факультетами НИУ «БелГУ» (2014 г.).
Успехи за 2014-2015 учебный год
- Диплом победителя XII регионального конкурса авторских дополнительных общеобразовательных программ (Приказ департамента образования Белгородской области № 3087 от 26.09.2014 г.);
- Диплом победителя областного конкурса на лучшего педагога дополнительного образования на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получивший общественное признание (Приказ департамента образования Белгородской области от 30.09.2014 г. №3129);
- Свидетельство Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» за подготовку призёра осеннего тура всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», январь 2015;
- Грамота государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр» за руководство исследовательской работой победителя Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры» (апрель, 2015 г.);
- Диплом ГБУ ДО БелОДЭБЦ за I место в конкурсе методических материалов, номинация «Информационно-методическое обеспечение дополнительного образования детей» ( Приказ от 20.04.2015 №36);
- Диплом I степени всероссийсого дистанционного конкурса педагогов «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной системе образования» (август, 2015);
Осознавая особую миссию педагога дополнительного образования, шаг за шагом вместе с ребятами моего объединения проходила непростой, но интересный и важный путь - путь открытий, колебаний, находок, творческих исканий и размышлений. Создание условий комфортности обучения и воспитания каждого ребёнка, содействие развитию его способностей, стремлению к нравственному совершенствованию и внутренней гармонии во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром; развитие в детях самостоятельности, инициативы, творческого потенциала – в этом я вижу свою роль как педагога дополнительного образования.
Вот лишь некоторые из достижений обучающихся за последние три года работы, это их победы и призовые места – 15 человек в различных конкурсах областного уровня, 21 детская работа отмечены Дипломами победителей, призёров и лауреатов всероссийских конкурсов. Из них – пять Дипломов за I место национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» и три Диплома Победителя финала Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»).
Чудных Виктория и Бавыкина Анастасия стали победителями приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет» и обладателями денежной премии в размере 60 тысяч рублей.
За подготовку победителей приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет» и плодотворный труд награждена Почётными грамотами департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области и грамотами Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр» - за руководство работой победителей всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (2012, 2013 гг.).
Приятно осознавать, что творчество моих обучающихся оказалось интересным не только самим авторам и мне как наставнику, но и широкой общественности. Очерки ребят объединения в форме экологического расследования высоко оценены редакцией всероссийского экологического журнала «Юннатский вестник» («Юннатский вестник», октябрь 2012, очерк «Последний угол старины», 30 – 33 с.; «Юннатский вестник», июль 2013, «Юннатский вестник», июль 2015 очерк «Родного причала дорога», 14-16 с.).
Вовлечение ребят в конкурсы, распространение их личного опыта в виде публикаций является одним их направлений моей деятельности. Создавая собственные качественные тексты в разных жанрах публицистики, ребята приобретают позитивный социальный опыт, особенно если работы напечатаны в региональных СМИ: это статьи Чудных Виктории «Вы храните родительский кров…» (газета «Смена»); Катаржновой Юлии «От родного причала» (газета «Знамя») и «Уроки доблести и славы на родной земле…» в сборнике лучших работ по итогам областной выставки творческих работ «Планета Доблести и Славы» (Белгород, 2013); Чудных Дарьи «Покормите птиц зимой» («Наш Белгород»); Бавыкиной Анастасии «Найди свой источник…» в сборнике «Святой источник – бесценный дар природы» (Белгород) и другие.
Однако не все дети по объективным причинам могут помещать свои работы в СМИ, поэтому в объединении «Экожурналистика» реализуется коллективный долгосрочный проект – выпуск постраничного альманаха под названием «Экожурнал». Метод проектов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории (техническая сторона издания, рубрики, наполняемость номера и так далее). Практика показывает, что обучающиеся, разработавшие свой проект страницы, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами, и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти. Работа над созданием страниц «Экожурнала», безусловно, способствует и формированию экологической культуры обучающихся. Ведь чтобы сфотографировать любимый уголок родного края к тематической странице «Любимые места родного края», ребята приводят в порядок улицу, двор, сквер. Активное участие детей в региональных массовых мероприятиях также отражается в альманахе объединения – будь то областные природоохранные акции «Птичья столовая», «Живи, ёлка!», проект «Святые источники Белгородской области», или городская благотворительная акция «Белый цветок» и так далее.
Так, вовлечение обучающихся в проектную деятельность позволяет ребятам получать знания в новых условиях, ведёт к овладению ключевыми компетенциями и в определённой мере помогает сгладить противоречие между целями и средствами их достижения.
Сотрудничество объединения «Экожурналистика» с библиотеками и прессой, встречи с ветеранами и со знаменитыми людьми Белгородчины, известными журналистами, писателями, поэтами – всё это способствует созданию условий для развития личности, способной выработать и реализовать собственный взгляд на мир, устанавливать успешные социальные контакты, оценивать происходящее, накапливать позитивный личный и социальный опыт.
Для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса в своей деятельности я использую активные методы обучения и современные педагогические технологии: игровые, проблемного обучения, технологию развития критического мышления. Их применение позволяет мне не только достигать образовательных целей и задач на занятиях, но и создавать условия для формирования умений нестандартно мыслить, самостоятельно извлекать информацию из различных источников. Считая себя педагогом мобильным и современным, широко внедряю в процесс обучения информационные и коммуникативные технологии. Постоянная работа с интернет-ресурсами для выполнения учебных проектов, презентаций, использование компьютерных программ для создания экологических листовок и страниц альманаха объединения, общение в контактной группе детского регионального журнала «Большая переменка» (http://vk.com/peremenkavbelgorode) и экологической группе ЗЕЛЁНАЯ СЕТЬ (http://greenbelarus.info), куда входят ребята объединения, использование электронной почты в учебных целях – всё это выступает не только средством обучения, возможностью стимулировать интерес обучающихся, но и средством дифференциации и индивидуализации обучения.
Для занятий объединения мною адаптирована технология интенсивного обучения В.Ф.Шаталова, а именно созданы, систематизированы и применяются авторские опорные схемы ко всем разделам образовательной программы; а также задания и упражнения экологической направленности.
Собственная система организации учебно-воспитательного процесса представляет собой психолого-педагогическую, образовательную и методическую целостность: организация учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода; опорные схемы – постоянный и необходимый компонент учебного процесса; соуправление учебным процессом; сотрудничество с родителями; создание психологически комфортного фона обучения; экологическая направленность учебно-воспитательного процесса.
Активные формы обучения: экскурсии, деловые игры, презентации, интервью, творческие мастерские, защита творческих проектов, а также многообразие методов, приёмов, коммуникативных техник на занятиях – всё это способствует как активизации мыслительной, познавательной, коммуникативной деятельности обучающихся, так и формированию экологической культуры. Все применяемые педагогические техники описаны в актуальном педагогическом опыте по теме «Использование информационных и коммуникативных технологий для формирования экологической культуры обучающихся детского объединения «Экожурналистика», который в 2014 году внесён в областной банк данных под регистрационным номером 774.
Большинство из вышеуказанных техник являются составляющими технологии-алгоритма написания публицистического текста, которую я использую не только на занятиях. Непрерывно повышая своё профессиональное мастерство, делюсь своим опытом с коллегами в рамках областных семинаров, научно-практических конференций и курсов повышения квалификации БелРИПКППС:
- мастер-класс «Технология создания публицистических текстов (статья, очерк, эссе)» (для педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности, БелРИПКППС, 30 ноября 2012 г.);
- «Рекомендации к творческим работам в номинации «Публицистика» (областной семинар «Изучение святых источников Белгородской области как средство формирования духовно-нравственной личности: опыт и перспективы», 2012);
- «Формирование экологической культуры на занятиях объединения «Экожурналистика» (областная научно-практическая конференция «Развитие экологической культуры обучающихся образовательных учреждений как фактор личностного роста», 2013).
Некоторые методы, приёмы и технологии для формирования экологической культуры обучающихся объединения «Экожурналистика» описаны в статьях:
- «Формирование экологической культуры на занятиях объединения «Экожурналистика», сборник «Развитие экологической культуры обучающихся образовательных учреждений как фактор личностного роста» (Материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2012 года) – г. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2012. – 240 с.;
- мастер-класс «Технология создания публицистической статьи», сборник «Мастер-класс – форма представления педагогического опыта». Методическое пособие. - г. Белгород: ГБОУ ДОД БелОДЭБЦ, 2013. – 90 с.;
- «Краеведческая журналистика в духовно-нравственном становлении личности», сборник «Изучение, сохранение и благоустройство Святых источников: проблемы и перспективы: материалы обл. конф. – Белгород: ГиК, 2013. – 126 с.;
- «Краеведение в контексте современного дополнительного образования детей», «Полихудожественный подход в образовательном пространстве региона: проблемы, пути решения»: Сборник научных статей VI Международных Бакушинских педагогических чтений (Белгород ОГАОУ ДПО БелИРО, 26 апреля 2013 г.).
Статья «Сохраняя диалог поколений» (газета «Вести БелГУ») отмечена Дипломом за III место в номинации «Лучшая публикация по проблемам образования и воспитания молодежи» конкурса педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области (НИУ БелГУ, май, 2014 г.).
Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта посредством участия в заседаниях методических объединений, педагогических советах, областных семинарах, научно-практических конференциях, работа в составе областной комиссии по проверке конкурсных работ, публикации в методических пособиях и в СМИ, своевременное повышение квалификации на базе БелРИПКППС обеспечивает непрерывность собственного профессионального образования.
Работа над совершенствованием себя, безусловно, будет продолжаться. Я занимаюсь с юным поколением. А молодость – самый точный хронометр века, она сразу заметит отставание. Вот почему путь педагога – всегда вперёд.